Людмила Воробьёва. Детство возвращается!
Продолжение чтения: Людмила Воробьёва (Беларусь, Минск). Детство возвращается!
Начало — здесь: У Білорусі детально дослідили роботу чернігівця.
Необычно название трилогии – «Вышла душа на личико». Вероятно, здесь сказывается и зоркое зрение души автора, который видит в детском лице чистейшее мерцание души ребёнка, хранящее настоящие истоки счастья и воскрешающее сотканную из воспоминаний детства целую вселенную.
А ещё присутствует тонкий слух души, когда наши души знакомятся друг с другом. Впрочем, слова эти: «вышла душа на личико», – можно любому взрослому хотя бы иногда говорить самому себе, обращаясь к своей душе. Но именно детскому писателю надобно учиться у детей, обладающих, по мысли писателя Юрия Казакова, загадочным превосходством над всей остальной частью человечества.
В своей небывалой истории Сергей Дзюба стремится сконструировать счастливое устройство мира. Путешествуя по волшебным тропам его романа, мы постоянно убеждаемся в том, что автор усиливает эффект превращения обыденного в сказку, что из привычной реальности постоянно рождается нечто чудесное. Писатель достоверно рисует не только облик современного города и его обитателей, но и показывает нам иную сторону действительности, насквозь пронизанную неожиданными загадками.
Сюжетообразующие моменты здесь определяет природа самого сказочного повествования. Город, который нужно увидеть хотя бы раз в жизни, в который всегда хочется вернуться, в котором дышит душа, город-тайна, город-легенда, до краёв наполненный мистическими историями и древней Силой, – это Чернигов. Читатель знакомится с его удивительными местами, откуда писатель черпает вдохновение. Память всё возвращает на круги своя. Сергей Дзюба наделён особым талантом описать детство, волшебно-сказочные корни которого связаны с Родиной, с украинской землёй, с любимым Черниговом.
Итак, вместе с находчивым автором и персонажами сказочного романа «Кракатунчик – кленовый бог» мы переносимся в Чернигов: Яблочная улица, какие упоительные названия, завораживающие тишиной и покоем: «На окраине Чернигова – там, где небольшая, тишайшая Яблочная улица, стоит себе белокаменное пятиэтажное здание. Поскольку табличка с номером отсутствует, скажу вам: это – Яблочная, 1. И здесь, в последнем, четвёртом подъезде, на третьем этаже, в квартире №49 обитает мальчик
Серёжа. Ему – семь лет, и учится он в первом классе. Серёжа — обычный мальчик, проживающий в обычном доме, на самой обыкновенной улице. У него есть мама и папа. Они – ещё не очень старые. Папу почему-то тоже называют Серёжей. А у мамы красивое имя – Таня». Кстати, в самом начале книжки назван реальный адрес автора!
Повествовательная интрига начинается с невероятнейшего знакомства нашего лирического героя Серёжи с другим, самым главным героем, – маленьким Кракатунчиком, спасающим незадачливого первоклассника от «мафии», а попросту от хулиганов и драчунов: «Я – Кракатунчик. Также меня зовут кленовым богом, я ведь очень люблю вот это дерево – клён. У него такие чудесные листики, особенно осенью. Ну, чего ты молчишь, это – неблагородно: молчать, когда видишь удивительно весёлого Кракатунчика!»
Автор не скрывает явной симпатии к своим героям. При всей фантастичности сказки, образы её – глубоко реалистичны. Реальное и фантастическое составляют в ней единое целое: семилетний школьник Серёжа, бесстрашно сражающийся с «мафией», и «маленький мальчуган на ветке дерева», Кракатунчик, «ежедневно моющий голову кленовым соком!». К тому же, он спешит всем на помощь, всех примиряет и учит дружить!
Его безусловное достоинство, свойственное детям, – умение мыслить нестандартно. Вот как он поясняет Серёже свои потрясающие превращения, делающие их удивительно похожими: «Как две капли воды! – гордо сообщил Кракатунчик. – Но это – только снаружи. Ты – большая капля, а я – тоже, ну, о-о-очень большая, лишь чуточку поменьше. Хоть в действительности я – это я, а ты – это ты. Ну, ты всё равно не врубаешься, потому как тут – сплошная высшая математика, не для маленьких деток…»
В романе ощущается ироничный подтекст, чётко проявляется добрая эмоциональная окраска. Перед нами предстают до умиления трогательные образы: «Однажды твоя душа вышла на личико, и я там её рассмотрел!» – добродушно скажет другу Кракатунчик.
Герой авторской сказки Сергея Дзюбы – это сегодняшний ребёнок со всеми особенностями его отличий от взрослого. Автор следует современной тенденции, прямо противоположной назиданию и морализаторству. За ребёнком признаётся право быть таким, каков он есть. Сказочный иномир творит вымышленную и независимую страну.
Прямо на наших глазах весёлый Кракатунчик превращается в школьника, правда, в не совсем обыкновенного: «А почему ты такой масенький? – поинтересовался Серёга и как можно ближе подошёл к ветке, где сидел мальчик, одетый в точно такую рубашечку и такие же брючки, которые были на первокласснике! Представьте себе, на Кракатунчике была школьная форма, только очень небольшого размера».
Всегда и во всём должна быть тайна. Чародейство, необычное, непознанное – притягательно для маленьких обитателей современного города, живущих в ситуации двоемирия. Заметим, Сергею Дзюбе близка традиционная модель построения сказочной действительности. Ведь иномир может уменьшаться в окружающей нас реальности и представлять собой сообщество небольших, крошечных жителей или даже одно существо, которое живёт рядом, как наш Кракатунчик. «Но мир создан так, чтобы было интересно. А интересно – когда хоть иногда случаются чудеса», – трудно не согласиться с автором.
Но в городе нового тысячелетия поселилось одиночество. Человечество как никогда испытывает острую потребность в любви, дружбе. Детская литература – гармоничный и непротиворечивый универсум, примиряющий нас с текущим, подчас грустным существованием. И вовсе не случаен афоризм Кракатунчика: «Ну, ясный пень: каждая пора года – великолепна, если рядом с тобой – настоящий друг».
Параллели возникают сами собой, так в своей повести «Дорога к другу» Пришвин откровенно писал: «У меня есть друг, я люблю – значит, я существую».
Житейская и одновременно волшебная история Сергея Дзюбы тоже напоминает человеку о его земных обязанностях – мораль её гениально проста – милосердие, добро, любовь и дружба.
Цель сказочника, по мнению Чуковского, в том и заключается, чтобы воспитывать в ребёнке человечность. Ведь ребёнок не терпит анархии. (Всё же позволим себе педагогическую вставку: в его представлении мир должен быть упорядочен и должен быть открыт ему во всей всеобъемлющей теплоте. Маленькие люди на любят перемен – возвращение к знакомому им нравится гораздо больше).
Детям необходима семья, и Сергей Дзюба раскрывает читателю культуру и традицию семейных ценностей. Его героям понятен душевный, уютный и приветливый мир семьи, оберегающий их от всех горестей и бед. Родители и близкие полностью проникаются внутренним состоянием ребёнка: мама Таня, папа Сергей, дедушка Виктор, бабушка Серафима, а также бабулечка Мария – «маленькая симпатичная старушенция», которая живёт в Вишнёвом переулке.
Каждому человеку требуется внимание, взаимная любовь. Однако любить – не так просто, как это кажется на первый взгляд. Любовь – прежде всего жертвенность, отречение от своего «я». Каким-то непостижимым образом дети это чувствуют: родные люди должны дарить свою любовь друг другу.
Сказка Сергея Дзюбы говорит о ситуации, когда необходимо отличать внешнее от внутреннего, остановить внешнее на границе и не впустить вовнутрь, не нарушая глубинные процессы души. Трепетна, очень волнительна любовь маленького Серёжи к своим родным и близким, к тёплым семейным встречам и праздникам.
Идеальный образ матери олицетворяет в романе мама Таня. «Мама – это имя Бога на устах и в сердцах малышей», – невольно приходит на ум верное высказывание Уильяма Теккерея, когда понимаешь, какую нежность и какое идеальное отношение проявляет к своей красивой ласковой маме и
наш Серёжа. Автор часто уважительно называет её старинным словом матушка, милым и приятным. Что любопытно: очевидная родственность, кровное единство образа лирического героя и автора прочитываются во всём облике папы, которого тоже, как и сына, зовут Серёжа, а точнее, Сергей Викторович. Интрига автобиографичности – несомненна.
Кроме того, привлекает и лирическая манера самого повествования. По-особенному поэтична первая часть трилогии – «Кракатунчик – кленовый бог». В ней нет никакого противостояния детей и взрослых. Взрослые активно включаются в детский мир, полный всевозможных затей и фантазий.
В сказке Дзюбы вовсе несложно отыскать эту неугасимую потребность в приключениях: невероятное похищение Кракатунчика, «навороченная «тачка», «хитрый-прехитрый бабай» или нехороший «бурбуруну».
«Ты поступил, как настоящий мужчина – спас Танечку! Я ведь уже говорила тебе, человек – самое дорогое, что есть на земле. Мы гордимся тобой, Сергей Сергеевич! Только не задавайся, пожалуйста…», – просит стремительно взрослеющего сынишку мама Таня. Хотя без Кракатунчика, способного становиться невидимым, вряд ли бы им справиться!
Автор придерживается сохранения нравственного императива, испокон веков присущего фольклорной традиции, – это, прежде всего, отказ от мотивов насилия и жестокости. Смелость – отнюдь не врождённая черта. Лишь наперегонки со страхом дети одерживают победу! Серёге уже не страшен главарь «мафии», потому что Кракатунчик умеет с ней играть.
Дружба и взаимопомощь торжествуют: «Кракатунчик – надёжный, отважный, благородный друг, который всегда поможет!» Ведь в любых обстоятельствах, чтобы с ними ни происходило, герои восстанавливают справедливость, что в сказке – всегда важно.
Вместе с тем, человеческая логика, её законы поведения переносятся в сказочный быт. По утверждению Чуковского, ребёнок «создаёт свой мир, свою логику и свою астрономию, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть туда и поселиться там».
Отлично чувствует логику ребёнка и Сергей Дзюба. Чего только стоят одни выражения и словечки его маленьких озорников: «клёво», «ништяк», «прикольно», «круто», «офигительно», «классно», «чувак», «пацан», «зуб даю», «держи хвост трубой», – всего и не перечесть!
Детские шалости и увлечения выглядят забавно, зачастую трогательно. Склонность ребёнка к фантазированию – одно из главных свойств детской природы. Ни минуты не сидят без дела обуреваемые жаждой творчества герои трилогии, то и дело, удивляя безграничной игрой воображения и придуманными затеями.
Причём вот что любопытно: у Сергея Дзюбы эти качества присущи и взрослым. «Папа и мама говорят с Кракатунчиком», «им было так весело втроём!», – подтверждает автор. Только представьте себе квартиру Серёжи, в которой он с одноклассниками и Кракатунчиком устраивают гопки! Мальчику не жалко отдать последнюю конфету любимому «кленовому
богу»! С лёгким изумлением читатель видит их загадочные превращения, их необычные игры, хотя бы то, как они по очереди «люлькают» на руках Кракатунчика, и не теряя ни минуты драгоценного времени, он отправляется вместе с ними в «увлекательное ночное приключение».
Будто занимательное кино мы смотрим на экранах своих телевизоров, мелькают нескучные кадры: и друг-разведчик, и полицейский, и пёс Курьер, чуть позже – «живые приведения» и даже домовые. Разве происходящее в романе Сергея Дзюбы не перекликается с трилогией шведской писательницы Астрид Линдгрен о Малыше и Карлсоне, проказнике, который жил на крыше?
Дети – своего рода «сумасшедшие», так как трудные и устойчивые явления для них – шатки, зыбки и текучи… Весь секрет в том, чтобы автору войти в это «безумие», вселиться в этот странный, красочный, совершенно другой мир и заговорить с детьми языком этого мира, перенять его образы и его своеобразную логику, потому что в этом мире своя иная, отличная от всех, логика.
«Пусть взрослые прощаются, а мы будем расставаться с «приветом»! Когда взрослые прощаются, они могут больше никогда не встретиться. А если люди говорят «привет», значит, у них остаётся надежда. Впрочем, это – высшая математика…», – пожалуй, с такой логикой и не поспоришь. Никогда не унывающий Кракатунчик прав!
Каким-то странным образом своё сказочное повествование Сергей Дзюба окрашивает лиризмом, главенствующим авторским «я». Ребёнок у него – величайший поэт-сказочник. Условный лирический герой писем-посланий, стихов, – как правило, сам поэт, взрослый человек, но он способен быть заодно с ребёнком, испытывать детские чувства, видеть, слышать, мечтать и даже заблуждаться по-детски.
Между взрослым «я» и детским «ты», словно «между небом и землёй», нет границы, маленький человек так же уверенно чувствует себя в духовном мире писателя, сказочника, как если бы сидел на руках отца.
«Привет, мой самый лучший друг, Кракатунчик! Я тоже хочу с тобой переписываться. Вот – первое письмо. Я ещё не знаю, что писать, но я хочу сказать тебе, что очень тебя люблю! Когда мы с Таней станем взрослыми, то всё равно будем приходить к кленовому дереву вместе с Санькой. Ещё раз привет, Кракатунчик! До встречи! Твой Серёга», – трогательно лирическое послание пишет мальчик, переполненный добрыми чувствами и мечтами.
Подобное письмо вызывает доверительные отношения между автором и его читателем. Ведь особая духовная, эмоциональная сила, энергия детства переполняют здесь образы современных героев-детей: Таня, Санёк и Серёга – неразлучная троица!
Сказочно-фантастические условности, исключительная форма игры, свойственные роману о Кракатунчике – кленовом боге украинского писателя Сергея Дзюбы в сочетании с многоплановым, неожиданным осмыслением сегодняшней жизни, – всё это, вероятно, и стало поводом для сравнения его сказочной трилогии с серией романов-фэнтези о волшебнике Гарри Поттере создательницы магического мира, британской писательницы Джоан Роулинг. Хотя стоит отметить одну существенную деталь: трилогия Сергея Дзюбы по своей главной сути добрее, а значит – гораздо ближе к пониманию детской души.
Традиция сказки открывает неограниченность мотивов и сюжетов, и Сергей Дзюба сохраняет чудесный вымысел, представляя нам зарисовки природы и новых реалий времени. Но когда я читаю сказку, мне кажется – времени нет. Не нами замечено: время в детстве неторопливо. Вот и в природе времена года идут по кругу, и в каждом времени непременно есть своя прелесть.
Обожествление природы, животных, отдельных вещей, живые лица неодушевлённых предметов, – всё чудесное воспринимается как нечто самостоятельное и независимое. Здесь и деревья – тоже родные, как и люди. Например, клён, с которым разговаривает Кракатунчик: «некому защитить дерево, имеющее душу и такие нежные листочки», «нельзя резать дерево!», – самозабвенно оберегает своего верного друга малыш.
«Да только я не могу оставить сейчас кленовое дерево, ведь ему очень плохо. Потому что этот клён – тоже мой друг!», – объясняет он Серёже и его родителям, не побоявшимся в страшный ураган прийти на помощь. И ты безоговорочно веришь в сказки, веришь, что такое придумать взрослый не может, так мыслят только дети. Нам остаётся лишь изумиться их простоте и ясности. Хотя и в простоте заложена огромная сложность: сквозь детскую непосредственность мысли просматривается совсем недетская глубинная суть.
«Почувствовать с природой свою собственную душу…», вдруг разглядеть, что «деревья… как люди», – призывал Пришвин в своей повести «Дорога к другу». В книге Сергея Дзюбы природа старого клёна высвечивает саму материю детства. Автор говорит о необходимости общения с природой, как с живым и родным существом: перешёптываются между собой дождь и каждый листочек дерева, словно хотят рассказать нам об изумительной красоте этого мира. Тихий и вдумчивый шелест листвы завораживает.
«Смотри, там, на пригорке, случилось настоящее чудо – после такой ужасной бури расцвели яблони! Они красивые, как Таня», – восторженно заметит его герой.
Природа в описаниях волшебника-писателя рождает чувство радостной беззаботности: «Весна вновь улыбается Серёже!» Да, состояние счастья – главнейшая заповедь для детского писателя. «Болела душа» Кракатунчика – он хворал – что-то ему подсказывало: «её только большим счастьем вылечить можно». И Серёжа точно знал, что будет счастлив, если утром по дороге в школу он увидит «на кленовой веточке своего друга Кракатунчика – самого честного и благородного маленького мальчика в мире!».
Поражаешься мудрости этого крошечного человечка, его бескорыстной любви, открытому желанию добра, нескончаемой надежде на лучшее: «…как бы не свирепствовала буря, всё равно наступит утро. И будет такая благодать, как сейчас». Вот бы взрослым так же думать и жить!
3
Весьма примечательно, что сказочный роман Сергея Дзюбы взаимодействует и с другими жанрами. Автор старается выйти за рамки детской литературы, расширяет пространственно-временные границы реальности, связывает своё повествование с притчей, легендой, преданием, былью и, обращаясь к современной модели нашей действительности, придаёт тексту таинственные свойства.
Писатель прекрасно освоил художественный мир произведений сказочников ХХ столетия и смог созданное им произведение вписать в единый период истории национальной литературно-сказочной традиции. Сергей Дзюба, как самобытный художник, тонко ощущает особенности соприкосновения сказки с иными жанрами. Его роман послужил основой возникновения спектакля Черниговского областного кукольного театра имени А. Довженко «Медведь-сладкоежка и Кракатунчик» (2017), который и сейчас очей популярен у детворы.
Посему: затейлив в трилогии и замысел её второй части – романа «Гопки для Кракатунчика», которая вновь меняет размеренную жизнь и возвращает искорку детства. Жизнь, постепенно теряющая свою новизну, вдруг совершает неожиданный зигзаг.
Недаром литературовед Наталия Гранич, перефразируя главного героя Сергея Дзюбы, скажет: «Стать по-настоящему детским писателем – это ещё сложнее, чем высшая математика. Ибо каждый ребёнок – старше нас не только на один день, но и на целую жизнь…»
Дети интуитивно чувствуют нечто сверхъестественное, которое руководит ими. И тут уже не спасают никакая теория и никакие законы высшей математики. А любая теория, как известно, проверяется практикой: «Сера, мой друг, теория везде, / Златое древо жизни зеленеет» (Гёте, из трагедии «Фауст»). Но как восхитительно это звучит на украинском языке: «Теорія – завжди, мій друже, сіра, лиш зеленіє дерево життя».
Если исходить из литературного опыта, то большую роль играет идеальный читатель – соавтор писателя, угадывающий и предвосхищающий жизнь, чтобы на новом витке бытия продолжить сюжет его повествования.
Вы заинтригованы? Привычное существование отменяется! И не поверите, мы просто-напросто меняем прошлое на будущее. Начинается невообразимое: феерические превращения Кракатунчика в образы крохотных друзей, в первоклассников Серёгу и Танечку, в папулю Сергея Викторовича, в мамулю Таню и даже… в крохотного пёсика Курьера!
«Но привыкнуть к такому Кракатунчику Серёже было проще пареной репы. Ясный пень! Ко всему доброму мы привыкаем очень быстро. Потому что кленовый бог оказался удивительно добрым, честным и благородным другом», – как видим, прочитывается явная идеализация детства. Невероятно подогревает читательский интерес сама затея – «делать гопки».
«После придуманных им гопок, злые и коварные чуваки всегда делались весёлыми и вежливыми», – гопки необходимы всем – уверен Кракатунчик. «Гопки – это вообще не больно и весело. Главное, что не очень хорошие люди после гопок чудесно улучшаются. К тому же, Кракатунчик каждый раз придумывает всё новые гопки… И как бы жили маленькие дети на земле без таких настоящих, увлекательных гопок?.. Ах, это было бы вовсе грустно и неинтересно!», – да, во всём, помимо детских шалостей и причуд, очевидна ненавязчивая воспитательная роль сказки, которая терпеливо учит добру.
Современная литературная волшебная сказка обнаруживает и мифические элементы фэнтези. Самое время обратиться к главе «О том, как Серёжа и Кракатунчик искали клады»: чудесный перстенёк мамы Тани, прогулка под землёй в Антониевых пещерах, загадочная встреча со старцем-привидением. Это подтверждает саму тайну потустороннего мира, говорит об условном и смешанном сказочном пространстве.
Пересечения ведут к фантастической истории «Хоббит» и роману-эпопее «Властелин колец» известного английского учёного-лингвиста, писателя Джона Толкина. Мы словно стоим на перекрёстке смыслов, связанных с персонажем Голлумом: «…моё сокровище, моя власть… О, моя прелесть! – так обращается он к своему Сокровищу – магическому золотому кольцу, созданному властителем Тьмы. – И многие попали под силу кольца и уменьшились, ослабли, стали рабами сокровища…»
Произведение Сергея Дзюбы так же указывает на душевные качества его героев, отправившихся на поиски сокровищ, – в конечном итоге страх, жадность, зло будут повержены, а любовь, благородство и дружба одержат победу.
Стоит заметить, что вторая часть трилогии развивается настолько динамично, что сказку о Кракатунчике можно воспринимать и в детективном ключе. Так и хочется вслед за неутомимым автором создать какую-нибудь сногсшибательную историю! Что скажете? К тому же, здесь многократно увеличивает вероятность успеха горячая готовность героев жертвовать собой ради спасения товарища.
«Серёжа верил, что спасёт друга, потому что иначе просто и быть не может. Иначе весь мир будет несчастным и неблагородным, так как в хорошем мире должны побеждать хорошие маленькие дети, у которых душа выходит на личико, а не коварные бурбуруну, помышляющие только о том, как бы обидеть кленового бога с помощью гляделки. Впрочем, бурбуруну – храбрятся только тогда, когда имеют волшебные вещи, а без гляделки и охлябриков (сказочных башмачков – Л. В.) они – обыкновенные трусы…», – и вовсе не без причины так полагал будущий второклассник, внезапно попавший в водоворот бесконечных приключений.
К нашему удивлению, были они и вправду нешуточные: похищение Кракатунчика, организованное дяденькой богатого коллекционера, коварного владельца таинственного острова. Однако богатство не приносит счастья, ведь у злых людей нет настоящих друзей, которые умеют прощать и любить, – уверен кленовый бог. Вообще, юные герои у Сергея Дзюбы показаны более порядочными и благородными, чем многие взрослые.
Ребёнок находит красоту в близком, повседневном. Ему дано восхищаться от пустяка, и пустяк – это всё! Он предельно открыт, искренен в своём кипучем, неутомимом интересе к жизни. «Если бы лето не придумали взрослые, это обязательно сделали бы маленькие дети, иначе им не было бы так весело жить на земле!», – автор стремится нарисовать подлинный детский мир, преображённый радостью, и его лето является нам вот в таком озорном стиле.
Отрадно, что основное действие происходит в Луцке и Чернигове, этих дивных городах, необыкновенно дорогих для писателя. «Как вы думаете, что такое настоящее счастье? Это когда можно ежедневно общаться с тем, кого любишь», – совершенно справедливо считает Кракатунчик. Счастлив тот, кто может свободно гулять по кленовой аллее Яблочной улицы и может легко навестить поселившегося на кленовом дереве удивительного человечка. Прекрасная мечта и ожидание чуда постоянно живут в нашем сознании.
Но какое волшебство без цирка, без фокусника и весёлого клоуна, без говорящих зверей и птиц? Ведь именно такой цирк поражает нас искусством исчезновения! Помимо прочего, сквозной сюжет сказочного повествования – это сновидения. Яркие и красочные сны переносят Серёжу в невиданную страну фантазий, в которой даже обычные предметы обладают магической силой превращения их владельца в сказочного героя. Примеры? Да, сколько душе угодно!
Кстати сказать, господин Чомбочка, обладатель диковинных вещиц, стёклышка и башмачков, решил-таки помочь кленовому богу. Правда, тип достаточно подозрительный, притворный. Зато его изображение получилось у автора весьма удачным: толстенький человечек полон отрицательного обаяния, Чомбочка живее и полнокровнее даже некоторых добродетельных персонажей. Однако и он, подобно злодеям назидательных книжек, способен в один миг решительно измениться в лучшую сторону, став «чрезвычайно храбрым и находчивым разведчиком».
Взрослые и дети – это два мира восприятия. Писатель незаметно учит нас быть похожими на детей, чтобы иногда следовать их наивной простоте.
Сказка – таинственный источник, вселяющий веру в человеческий дух. Пронзительно у Сергея Дзюбы звучит нота детского одиночества. Несмотря на множество друзей, кленовый бог тоскует оттого, что не знает, где его мама и папа, малыш мечтает когда-нибудь с ними встретиться. Ясно, как Божий день: «У каждого ребёнка должны быть папа и мама», – не сомневается Кракатунчик. Не зря так «тревожно болит» Серёжина душа за своего верного друга. Что поделаешь: родителей отыскать непросто…
Читая роман, мы ощущаем, что многие герои проникнуты сокровенным чувством любви к близким людям. Необычна от начала и до конца глава «Книжка», написанная вместо послесловия к трилогии. Эта реальная история произошла с девочкой Леной, ушедшей из дома от мамы и отчима. Представьте себе, автор с ней встречается! Самые, может быть, любопытные страницы в его романе и составляет рассказ Лены, пережившей жгучую обиду, одиночество и всё-таки вернувшейся домой. Оказывается, забытая в электричке книжка о кленовом боге Кракатунчике спасла человеческую жизнь!
Было и ещё кое-что: сама реальность, похожая на сказку, тоже вопреки всему возвращающая безмятежность невинных лет детства. На пересечении Добра и Зла свой собственный, обретённый читатель, как волшебная призма всего мира, вдруг находит ответы на главные вопросы жизни: «У хороших душа выходит на личико. Просто будь внимательней…»
4
Современность сказки проявляется в своеобразном отражении детской психологии, понимании культуры мира детства на уровне науки конца ХХ и начала ХХI веков. В этом смысле особый интерес вызывает третий роман трилогии – «Вышла душа на личико. Новые приключения Кракатунчика и его друзей». Причём отметим, каждый роман сказочной трилогии представляет собой отдельное, самостоятельное произведение.
Предваряя дальнейшее изложение, автор вновь остроумно знакомит читателя с действующими лицами, дополняет новыми, приводит наиболее яркие штрихи их характеров и ключевых событий. Изумляет изобилие персонажей: простодушные, счастливые, грустные, серьёзные, хитрые, злые, коварные, жадные, весёлые, честные, иным словом, исключительно разные!
Итак, одиссея увлекательных похождений продолжается! Ведь наш неугомонный Кракатунчик «обожает чудеса и невероятные, захватывающие приключения». Вырисовывается здесь и отчётливое сходство с легендарным героем выдающегося немецкого прозаика, поэта, историка Рудольфа Эриха Распе, – бароном Мюнхгаузеном.
Что поражает? Привидение Мюнхгаузена – этого выдумщика небылиц и невероятных историй – появляется на экзотическом острове Сергея Дзюбы. В романе абсолютно реален научно-фантастический мотив повествования.
Здесь наблюдается выразительная тенденция к визуализации сказки, её сращиванию с компьютерным миром, – появление в пространстве сказочного текста – кибернетической системы: «умный киборг» («куколка»), с помощью которого наши герои свободно перемещаются и «путешествуют в куколке» на чудесный остров; лаборатория, где настоящий профессор проводит «испытание киборга»; «серебряная девочка», как две капли воды, похожая на инопланетянку…
Показательный пример – «поединок куколок»! Представьте себе: «Куколки сошлись в неистовом поединке. Они налетели – две на одну, высекая миллион искр… А когда куколки врезались в третий раз, у господина Пуляресика потемнело в глазах, и он представил себя в эпицентре ужасного землетрясения».
Само собой, подробно изложить суть романа невозможно. Необходимо читать! Очевидно, что литературная сказка, в основе которой лежит идея параллельно существующего мира – сказочного царства, где волшебство – вполне реально, выявляет острую потребность ребёнка в таинственном и необычном. В нашем случае – это великолепный «клубничный остров», «опасное путешествие» и поиски Кракатунчика, находящегося в заточении в «тюрьме-аквариуме», словно в «золотой клетке».
«Поэтический образ страны благополучия, расположенной на острове, известен фольклору многих народов и генетически восходит, вероятно, … первоначально к представлению о параллельном существовании двух, трёх и более миров, которые эпизодически сообщаются друг с другом», – пишет о непреходящей тайне сказки учёный-этнограф К. В. Чистов.
Так детские игры в страну-мечту приводят и автора романа о кленовом боге к созданию собственной фантастической реальности, поначалу тщательно скрываемой от мира взрослых. Но лишь отчасти. Рано или поздно им суждено туда отправиться вместе. Местоположение детской страны, как правило, остров или город, представляет воплощённую мечту – действительность чудесного, процветания и счастья.
Так или иначе, но Сергей Дзюба привносит сюда собственное оригинальное видение: «Жизнь – это такая игра, где каждый коллекционер должен поймать своего Кракатунчика!» Его фантастический иномир не сразу становится комфортным и добрым, наряду с детьми к нему устремляются и взрослые, ведь им тоже доступно путешествие за пределы реальности…
Логика одиночества тех, кто страдает в аквариуме, рождает и второй вариант, который учит: чтобы спасти одного, – нужно восстановить взаимосвязи. Именно логика событий говорит о том, что Кракатунчик и господин Чомбочка непременно должны быть свободными. Если восстановить систему, то она сама себя починит. Налицо традиция поиска и нахождения причин.
Неудивительно: Кракатунчик, Серёга, Танечка, мама Таня, папа Сергей Викторович, Санёк, дедушка Виктор, бабушка Серафима, очень старенькая бабулечка Мария, дядюшка Бык, тётенька Полина, господин Пуляресик, широкоплечий полицейский и даже большой пёс Курьер, – вся эта странная компания, чистосердечно радуясь праздничному ужину и чаепитию с шикарным тортом, прочно скреплена единой нитью взаимосвязи.
«Теперь я знаю, как нужно жить: не только для себя, а, в первую очередь, для тех, кого любишь. Тогда будет интересно. И полезно!», – впервые осенило вдруг и «серебряную девочку» Ла, прилетевшую на землю с далёкого острова.
При всём притом, женщинам, как известно, более, чем мужчинам, присущ дедуктивный характер мышления. Надобно уточнить, что герои Сергея Дзюбы «не хуже, чем знаменитый Шерлок Холмс», проводят в поисках Кракатунчика расследование и обыск квартиры. Так вот, всё точь-в-точь, как и у взаправдашних сыщиков! Тут и знаменитый пёс Курьер, и истории с тайниками и разбойниками, и образы двойников, в которых попеременно превращаются многие персонажи.
Похоже, что и сам автор уже с детства обладал зачатками дедуктивного – как у очень почитаемого им Конан Дойла – образа мышления. Не случайно напрашивается внешне нелепый, но в сущности справедливый по своей парадоксальности вывод: чем сложнее та или иная ситуация, тем меньше сообразительности для разрешения возникшей проблемы она требует. Что ни говори, а Сергей Дзюба – мастер детективного жанра!
Тем временем дети спешат проявить свои лучшие качества. «Жизнь складывается из дней – хороших и не очень. Но в любые дни нужно делать гопки и любить. Ведь когда любишь, душа выходит на личико, и на тебя приятно смотреть. Потому что в тебя влюбляются не только люди, а и большие собаки, пушистые кошечки, деревья и цветы. А если ты не умеешь любить людей, у тебя дома засыхает герань и не цветут кактусы. И наоборот – когда ты светишься от любви, для тех, кто с тобой рядом, любой день будет не таким пасмурным», – друзья откровенно радуются спасению Кракатунчика.
Вот что особенно меня заинтересовало, так это детская философия, распространяющая понятие о жизненности на разные вещи и предметы. Превосходит любые ожидания наполненная секретами… сумка Люся, которая вдруг «вышла замуж и родила нормальную пацанку». Автор сравнивает её с киборгом, хотя ведёт она себя, как человек, «размышляет и любит, как живое существо».
Из этой лирической сказки детства мы узнаём себя, забытых, понимаем ценность дружбы и добра. Изумляешься детской простоте, тому, как герои находят обычные слова, но точные и правильные, и выражают свои немудрящие чувства. «Думай о хорошем… Чем больше у тебя будет прекрасных мыслей, тем скорее ты вылечишься от своих недугов – жадности, зависти, зазнайства, лицемерия… Если б все думали только о хорошем, мы бы плакали только от счастья!», – будто истинный мудрец, обращается наш Кракатунчик к злобному «рембо» Антону, попытавшемуся захватить остров и стать его новым хозяином.
В идеализации детства, в непосредственном детском восприятии всего окружающего, в счастливом финале, когда добро побеждает зло, современная литературная сказка Сергея Дзюбы проявляет верность сказочному канону. Во всём великолепии открылся нам мир в трилогии писателя, как открывается ребёнку его самая первая сказка, прочитанная в детстве, – настоящее время счастья. «Клубничный остров», о котором остаётся лишь мечтать, незабываем!
Как и полагается, согласно жанру сказки, в финале нас ждёт торжество справедливости: плохие герои становятся на путь добра.
«Друзья мои! Когда-то, обиженный на весь мир, я придумал остров, на котором решил создать коллекцию удивительных существ. Я вёл себя, как бурбуруну, потому что заставил некоторых из вас стать экспонатами этой коллекции и страдать в неволе. Я был большим невежей, друзья мои!.. Однако все вы оказались такими честными и благородными, что я осознал: этот мир – не безнадёжен. Ни один бурбуруну его не завоюет, потому что на каждого бурбуруну обязательно найдётся свой Кракатунчик, который сделает ему гопки», – вселяет уверенность в лучшее монолог профессора, владельца «клубничного острова», тем самым подтверждая единство взрослой и детской философии.
Всё поправимо, самое печальное может обернуться самым радостным, если человеческая душа устремлена навстречу любви и правде. Утверждение человеческого – вечно во все времена! Ведь сказка – это такой жанр, который предопределяет перемещение из века – в век и даже из тысячелетия – в тысячелетие.
Сергей Дзюба живёт в родной Украине и… во вселенной. В этом его успех. Успех действительно ошеломительный! Книги этого замечательного всемирно известного украинского писателя читают – в Украине, Казахстане, Канаде, Сербии, Македонии, Болгарии, Румынии, Польше, Венгрии, Греции, Хорватии, России, Беларуси, Германии, Италии, Испании, Англии, Бельгии, Индии, Японии, Киргизстане, Бангладеш, Таджикистане, Боливии, Норвегии, Австрии, Шотландии, Узбекистане, Туркменистане, Австралии, Словакии, Чехии, Финляндии, Дании, Нигерии, Эфиопии, Иране, Франции, США…
Феноменально!!! Сергей Дзюба доказывает нам, что неравнодушному к искусству и сегодня есть дело до того, что такое Добро и что такое Зло. Да, существуют границы и языки, но человек при этом – превыше всего! И такое творчество объединяет народы.
Он прибавил в современную сказку изрядную долю философии и поэзии, без которых загадочные миры уже не воспринимаются. Читатель верит его доброму мировосприятию. В книге нет смехотворных размышлений, ничего не преувеличенно, наоборот – всё правдоподобно и естественно.
Известный евангельский афоризм – «Устами младенца глаголит истина» – получил здесь блестящее подтверждение: «Я придумал свою родину, а теперь хочу увидеть её – настоящую!», – так неисправимый мечтатель Кракатунчик говорит о земле, населённой кленовыми богами, не теряя надежды на этом неведомом острове встретить своих маму и папу. Грустно и хорошо на сердце.
И не хочется расставаться со сказочными героями Сергея Дзюбы. Пусть каждому из нас эта удивительная сказка вернёт свой маленький личный рай детства!
Людмила Воробьева, Минск, Беларусь
20 сентября 2021 г.
специально для speckor.net